Уличное искусство к 2020 году пришло к достаточно странному положению. Мы его полюбили, коммерциализировали и сделали популярным. И чем активнее мы продолжаем это делать, тем менее уличным оно становится. Переход в зону комфорта и современные технологии приводят к тому, что искусство на улице уже перестает требовать массу собственных усилий. Оно требует идей. А идеи современного человека крутятся вокруг того, как бы сделать больше с наименьшей тратой ресурсов. И это нормально, ведь, как известно, прогресс базируется на стремлении облегчить и упростить. Но стоит признать, что сам прогресс невозможен без оглядки в прошлое, которое должно быть не только напоминанием того, что нужно менять, но и источником материала и исходной информации. Иногда сама эта первичность, казалось бы забытая, даже не требует доработок. Она требует нового прочтения и современного подхода, она есть основа, к которой стоит иногда обращаться.
Во втором по счету проекте под общим заглавием «Новые руины» мы решили пригласить художников, которые работают с камнем, высекая на нем изображения с помощью кувалды и скарпелей. Это тяжелая физическая работа, требующая терпения и сил. Но она того стоит. Художники изучили прошлое и поняли, что такая техника, пусть и в метафоричном смысле, дает возможность попасть в будущее. Мы так часто слышим о том, что граффити недолговечны, что стали забывать о том,ч то некоторые из них живут веками. Идея высекания на камне конкретно транслирует основные задачи этого жанра — быть везде и оставаться надолго. Она обнуляет все заслуги современности и отсылает к тому, с чего все начиналось. И дело тут не только в самом способе нанесения рисунка, но и в поверхности, на которую он наносится.
«Обращаясь к технике прямого высекания в камне, мы хотим сказать, что граффити стало не только частью актуального искусства, но и в целом искусства как первичной потребности человека в творчестве. Смыслы и образы, отражающие современность, а также дух времени - темы, которые мы хотим зафиксировать,» - говорят сами художники.
Нам показалось интересным установить гранитные камни в центре Петербурга, на площади среди архитектуры, которая подчинила камень, упорядочила его формы ради практичности. Эти объекты станут напоминанием первозданной природы вещей, которую мы забываем, но о которой просто обязаны знать и помнить.
Куратор: Максим Има
Художники: 0331с, Гриша, Ерор ТОЙ, 404, Frouone, GIWE
Генеральный партнер проекта: АО «ЛСР. Базовые»